Историю создания и возрождения мозаики Михаила Ломоносова «Полтавская баталия» обсудили в Санкт-Петербургском отделении Российской академии наук

13.11.2025
74

11 ноября 2025 года в Санкт-Петербургском отделении РАН состоялся круглый стол «Мозаика М.В. Ломоносова “Полтавская баталия”: история создания и возрождения шедевра», приуроченный к 100-летию размещения панно на верхней площадке парадной лестницы здания Императорской академии наук на Университетской набережной. Мероприятие имеет большую значимость как для научной общественности, так и для историко-культурного наследия России.

Организаторы — Санкт-Петербургское отделение РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственный музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Научный архив Российской академии художеств.

С приветственным словом выступил директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, член президиума Санкт-Петербургского отделения РАН, академик Андрей Головнёв, который выделил особый дар Михаила Ломоносова мыслить одновременно двумя полушариями, благодаря чему мозаика «Полтавская баталия» воплотила в себе яркий пример симбиоза науки и искусства. «В Кунсткамере мы недавно обновили экспозицию Академического зала, которая посвящена Ломоносову и Академии наук. В нашем понимании Михаил Васильевич одновременно художник и учёный. Он мыслит двумя полушариями — образами и логикой, и в этом его бесспорное преимущество», — сказал Андрей Головнёв.

Ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, академик Российской академии художеств Семён Михайловский на открытии круглого стола отметил, что мозаика, которая должна была стать одной из 12, выполненных под руководством Ломоносова для украшения Петропавловского собора, — стала единственной и нашла своё наилучшее место в створе парадной лестницы Академии наук.

Заместитель директора по научной работе Государственного музея «Исаакиевский собор», кандидат культурологии Анна Голованова передала приветствие директора музея, почетного члена Российской академии художеств Юрия Мудрова: «Тема реставрации и сохранения наследия для нас чрезвычайно актуальна. Мы не оставляем эту работу ни на день, чтобы сохранить всемирно известные памятники отечественной культуры для будущих поколений: Исаакиевский собор, Спас на Крови, Юсуповский дворец на Литейном. Каждый из них требует к себе внимания, научного подхода и высочайшего профессионализма, примеры которого мы видим в наследии Михаила Васильевича Ломоносова».

Личный фонд учёного и полное рукописное собрание его работ хранится в Архиве академии наук. По словам директора Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, члена президиума Санкт-Петербургского отделения РАН, члена-корреспондента Ирины Тункиной, сотрудникам СПбФ АРАН предстоит колоссальная научная работа по оцифровке и представлении в сети Интернет полного рукописного собрания работ Михаила Ломоносова и личных фондов учёного. Среди раритетов, относящихся к первому русскому академику, в архиве Академии наук хранится Усть-Рудицкая жалованная грамота М.В. Ломоносову 1756 г., согласно которой императрица Елизавета Петровна передала в дар Михаилу Васильевичу одну из деревень в Копорском уезде, рядом с которой он построил собственную усадьбу и фабрику цветного стекла. Ирина Тункина в своём докладе подробно рассказала об истории и сюжетах изображений на Усть-Рудицкой жалованной грамоте М.В. Ломоносову 1756 г.

Темы формирования школы мозаичного искусства Михаила Ломоносова, технологии создания смальт на фабрике в Усть-Рудице и сохранения научного наследия учёного были подняты в докладах: «Усть-Рудица от Ломоносова до наших дней» преподавателя кафедры инженерно-строительных дисциплин Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, кандидата искусствоведения Натальи Садовниковой; старшего научного сотрудника Краеведческого музея г. Ломоносова Валерии Игнатенко — «Усть-Рудицкая фабрика по производству цветного стекла — инновационный проект М.В. Ломоносова»; доцента кафедры общей и неорганической химии Санкт-Петербургского государственного университета Татьяны Севастьяновой и научного сотрудника факультета химии СПбГУ Евгения Калинина — «XXI век. Студенческие учебно-научные экспедиции в Усть-Рудицу как сохранение памяти поколений».

Шедевр, состоящий более чем из миллиона кусочков разноцветной смальты площадью 30 кв. метров и весом 80 тонн был сотворён командой из 7 художников-мозаичистов под руководством Михаила Ломоносова в 1762-1764 гг. Подробно об истории создания мозаичного полотна рассказала профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, кандидат искусствоведения Ольга Кривдина в докладе «Полтавская баталия» мозаика М.В. Ломоносова. К истории создания».

После смерти первого русского академика в 1765 г., художественное произведение более 160 лет находилось в запасниках. Вначале его разместили в здании Академии художеств, затем в 1899 году под руководством крупнейшего специалиста по мозаике — Владимира Фролова — переместили в музей Общества поощрения художеств, где по решению самого мастера разрезали на 9 частей. К 200-летнему юбилею Академии наук, который широко отмечали в сентябре 1925 г., было принято решение разместить панно в Главном здании Академии наук СССР. Реализацию этого проекта поручили Владимиру Фролову, под руководством которого советскими художниками-мозаичистами в кратчайшие сроки было возрождено и возведено панно «Полтавская баталия», которое и сегодня украшает лестницу исторического здания Санкт-Петербургского отделения РАН. Доклад «Художник-мозаичист В.А. Фролов — последователь в искусстве М.В. Ломоносова» представил внук мастера-мозаичиста, сотрудник Российского института истории искусств, искусствовед Владимир Фролов, в нём он рассказал о кропотливых и трудоемких работах по восстановлению мозаики.

Тему воссоздания мозаики продолжил доклад главного научного сотрудника архива Российской академии художеств Валентины Федоренко — «К вопросу реставрации мозаики «Полтавская баталия»: по материалам Научного архива Российской академии художеств».

О том, как проходила подготовка к мероприятию и торжества, в своем докладе «“Salve, scientia“.  200-летний юбилей Академии наук» рассказала доктор исторических наук, старший научный сотрудник СПбФ АРАН Екатерина Басаргина. Приветствия «Да здравствует наука!» на латыни произвели большое впечатление на иностранных гостей, которых в СССР прибыло около 100 человек из 24 стран. Не меньшее восхищение вызвала мозаика «Полтавская баталия» — грандиозное художественное произведение, прославляющее победы русской армии в Северной войне.

Окончательная реставрация и укрепление полотна длилась до 1934 г. Во время Великой Отечественной войны для сохранения мозаики её заклеили марлей и заложили кирпичами. В 1944 году состоялось раскрытие и дальнейшее восстановление «Полтавской баталии», о чём свидетельствуют архивные документы и фотографии, представленные на открывшейся в здании Санкт-Петербургском отделении РАН выставке «Полтавская баталия М.В. Ломоносова: история создания и возрождения шедевра», приуроченной к 100-летию возведения шедевра.

 

Круглый стол, собравший историков, искусствоведов, реставраторов, художников-мозаичистов, сотрудников архивов, подтвердил важное историческое значение этой темы и огромный интерес к ней у различных специалистов. Участники всесторонне обсудили процессы создания, восстановления и современных методов сохранения мозаики Михаила Ломоносова.

В завершение мероприятия состоялась экскурсия в музей-памятник «Спас на Крови», внутреннее убранство и фасады которого покрывают мозаики, выполненные под руководством Владимира Фролова — человека, благодаря мастерству и таланту которого мозаика «Полтавская баталия» в XX в. получила второе рождение.

12 ноября научные дискуссии продолжились в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, где состоялся круглый стол «Усть-Рудицкая фабрика М.В. Ломоносова — передовое художественно-промышленное предприятие России XVIII века». С приветственным словом выступила главный хранитель фондов Кунсткамеры, кандидат филологических наук Наталья Копанева, которая представила совместный доклад музея с Институтом химии силикатов «Анализ стекол и красителей М.В. Ломоносова».

Далее участники круглого стола заслушали 5 докладов об истории создания и восстановления мозаики и осмотрели обновленную экспозицию «Академический зал. Музей Ломоносова», на которой выставлены личные вещи учёного, уникальные научные приборы и инструменты, разноцветные смальты и мозаичные произведения академика.

В завершение круглого стола докладчики посетили Научную библиотеку и Мозаичную мастерскую Российской академии художеств. Состоявшиеся в Санкт-Петербургском отделении РАН и Кунсткамере круглые столы показали высокую заинтересованность представителей академических учреждений и музеев в продолжении совместной научно-исследовательской и просветительской работы по изучению и сохранению наследия академика Михаила Ломоносова.